Развитие мелкой моторики у ребенка
Любой родитель знает о пользе развития моторики у ребенка, однако не все знают или могут найти материалы об этом в интернете и других источниках. Восполнить этот пробел и часто задаваемый вопрос призвана сегодняшняя статья ЛогоКлуба в Воронеже по запуску и развитию речи у детей курсами, уроками и занятиями логопедов, дефектологов и сурдопедагогов с многолетним стажем.
Понятие и особенности детской моторики
Мелкой моторикой называется способность скоординированными действиями кистей и пальцев рук и ног выполнять точные движения. Здесь задействованы не только мышечная система, но и нервная, костная. На бытовом уровне хорошо развитая мелкая моторика обычно называется ловкостью, а затрагивает она следующие области: от простых движений по указанию или прикосновению, до сложных – письмо, изобразительное искусство, игра на музыкальных инструментах и т.д.
Развитие человека должно быть органичным и всесторонним, поэтому ребенку не обойтись без развития моторики. К слову, она развивается с момента рождения человека и с возрастом становится точнее (пример с тем, как ребенок сначала держит ложку или фломастер всей ладонью, затем учится держать правильно).
Мелкая моторика неотделима от органов чувств и нервной системы (память, внимание), благодаря чему очень важна. Зависимость моторики и речи доказана не только учеными, но и нашими логопедами, дефектологами ЛогоКлуба в Воронеже за 20 лет успешной работы с детьми в ходе курсов, уроков, интенсивов и консультаций по эффективному запуску и развитию речи.
Объясняется эта связь близостью в головном мозге центров, отвечающих за речь и моторику. Активность одного из центров неизбежно активизирует другой. Непосредственную же связь мелкая моторика оказывает на почерк, реакцию и ряд других аспектов.
Уровень развития моторики говорит и о готовности ребенка к обучению в школе. Нормальное развитие обеспечивает полную готовность, включая письмо, мышление и умение рассуждать, внимание, воображение, память, навык речи.
Для каждого человека скорость развития мелкой моторики индивидуальна и это следует помнить, планируя занятия, игры и прочие активности с учетом этой особенности.
Развитие мелкой моторики ребенка
Условно развивающие ребенка занятия можно разделить на:
- Массаж;
- Т.н. пальчиковые игры;
- Лепка, рисование;
- Игры с мелкими игрушками, паззлами, конструктором, другими мелкими предметами и т.д.
Универсальными, но несложными и эффективными можно назвать следующие занятия:
- Массаж ладоней и пальцев.
- Традиционная игра в ладушки, учащая ребенка хлопать в ладоши.
- Листание (страниц).
- Перебирание маленьких предметов (бус и прочих подобных).
- Игры с крупами, песком и похожими сыпучими предметами (в т.ч. рисование).
Игрушки и предметы в качестве игрушек
- Самым распространенным здесь можно указать лепку, благо субстанций для стимулирования разных тактильных ощущений в магазинах игрушек и поделок сейчас великое множество
- Крышки на бутылочках, пузырьках, баночках. Особенно детям нравятся разноцветные и блестящие емкости. Усложнить игру с этими предметами можно предложив ребенку поместить что-либо небольшое в пузырек, начиная с откручивания крышки и заканчивая закручиванием.
- Сюда же можно отнести шнуровку, застегивание пуговиц, молний (однако с последними нужно быть осторожнее), помощь в одевании.
- Мозаика, паззлы, конструкторы и прочие мелкие игрушки, заодно приучающие ребенка к внимательности и воображению.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
- Рисование разными предметами на разных поверхностях (включая раскраски).
- Вырезание.
- Оригами как усложненное упражнение после вырезания.
Усложнить рисование можно подготовив для ребенка вертикальную поверхность, так моторика развивается лучше. Если упражнения и игры проводятся систематически, то результат не заставит себя ждать. Не забывайте о безопасности и утомлении своего ребенка, тогда развитие и обучение принесет удовольствие не только детям, но и их родителям!
Подарите своему малышу увлеченные обучением минуты, игры и часы уроков , а также интенсивы с логопедом дефектологом!